Рисование с особым ребёнком: помощь нейропсихолога

05.05.2020

Рисование с особым ребёнком: помощь нейропсихолога

Один из частых запросов, с которыми приходят к нам в центр семьи особых детей, - запрос на развитие графического навыка. Ребёнку скоро в школу, или он уже школьник, но дальше рисования “каляки-маляки” дело не идёт. Ни писать буквы, ни даже скопировать простую картинку ребёнок не может, а зачастую отказывается вообще брать карандаш в руку.

“Он просто не хочет”
Очень часто всё выглядит так, как будто ребёнку рисование неинтересно. Едва начав рисовать, он бросает карандаш. Иногда, если взрослый рисует его рукой, малыш даже не смотрит на то, что получается, а сам никогда не подойдет к столу с бумагой и карандашами. Значит ли это, что ему это неинтересно? Вероятно, да.
Но тогда мы должны спросить: почему ребёнку неинтересно рисовать? Что ему мешает? По нашему опыту, выяснив причину затруднений, можно помочь ребёнку почувствовать радость от рисования и начать рисовать “для себя”. Это важно для развития личности ребёнка и для самовыражения, но также рисование является необходимой базой для обучения письму, подготавливая руку к написанию букв.

Причины
Задачу формирования графического навыка “с нуля” может помочь решить нейропсихолог на индивидуальных развивающих занятиях.
Поиск причин, из-за которых дети не рисуют, могут быть очень разными, и важно понять, что мешает именно в этом конкретном случае.
Может быть, у малыша трудности переработки зрительной информации, и он не опознаёт контурные изображения? Тогда ясно, почему ему неинтересно их создавать.
Может быть, он плохо умеет планировать последовательность своих действий? Тогда ясно, почему он бросает карандаш и хватает игрушку, не закончив рисунок. Может быть, из-за проблем с моторикой ребёнку раз за разом не удаётся нарисовать то, что он хотел? Тогда неудивительно, что ребёнок расстраивается и не хочет больше рисовать.
Это далеко не полный список возможных причин. Только выявив их и начав с ними работать, можно продвинуться в решении проблемы. Обычно для этого требуется провести нейропсихологическое обследование.

Чем может помочь нейропсихолог

Найдя причину, специалист начинает занятия, направленные на коррекцию тех трудностей, которые не дают ребёнку рисовать. Это могут быть игры на развитие внимания, моторики или пространственных представлений - в каждом случае это решается индивидуально.
Позже, когда будет достигнут необходимый прогресс, специалист подбирает графические задания, которые будут простыми и доступными с учётом возможностей и особенностей конкретного ребёнка, давая ему почувствовать себя успешным и приобрести необходимый опыт рисования. Дозируя и постепенно сокращая помощь, мы будем двигаться от копирования отдельных элементов к самостоятельному рисованию в рамках интересов ребёнка. Так, осваивая простые движения и получая раз за разом желаемый результат, ребёнок увлекается рисованием, перестаёт бояться чистого листа и со временем накапливает навыки, так нужные ему для обучения письму.

Помощь специалиста бывает крайне важна именно на стадии подготовки к рисованию и при освоении начальных графических навыков. Не обойтись без занятий, если ребёнок в старшем дошкольном возрасте отказывает рисовать. Если же графический навык отчасти сформирован, но развивается с небольшим отставанием, имеет смысл помочь ребёнку за счёт создания оптимальных условий дома. Такие условия поддержат мотивацию и помогут отчасти преодолеть затруднения.

Стоит обратить внимание на следующие моменты:
1. Подберите хороший пишущий инструмент. Лучше всего подходят яркие восковые мелки. Карандаши должны быть мягкими, чтобы оставлять яркий след даже при слабом нажиме.
2. Следите, чтобы ребёнок правильно держал карандаш. Если этого невозможно добиться, карандаш пока лучше заменить на короткий толстый мелок, захват отчасти скорректируется.
3. Конструируйте плоскостные изображения из разных материалов: из пластилина, бумаги, листьев, мозаики. Это развивает зрительное восприятие и учит ребёнка видеть детали в целом и не терять целое за деталями.
4. Рисуйте вместе с ребёнком, разбивая изображение на простые элементы. Комментируйте свои действия и давайте ребёнку время повторить то же на своём листе.
5. Не ругайте ребёнка за неудачи, покажите, как можно исправить неудачный рисунок, или помогите сделать новый лучше прежнего.
6. Не используйте рисование по точкам (т.н. “обводки”). После них ребёнку с особенностями может быть очень трудно перейти к свободному рисованию.
7. Избегайте рисования “рука в руке”, лучше подобрать простое и интересное задание, которое ребёнок сможет выполнить сам, пусть и неидеально.


# Занятия в группах # Обучение # Особые дети

Возврат к списку