Игровая терапия и игровые группы в детском центре
В центре "ЭСТЕР" есть индивидуальные и групповые занятия по игровой терапии. Я занимаюсь игровой терапией в формате DIRFloortime®. DIRFloortime® (или флортайм) – подход, разработанный американским специалистом Стэнли Гринспеном, направленный на эмоциональное развитие, развитие общения, игры и мышления. Во время таких занятий специалист развивает умение ребёнка вступать в общение и игру с окружающими, объяснять свои потребности и идеи. И конечно, в ходе занятий по флортайм ребёнок учится играть, разворачивать всё более сложные игры: от подвижных и сенсорных игр мы постепенно приходим к сюжетной и ролевой игре.
Основные идеи, которыми мы руководствуемся во флортайм, – это, во-первых, учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Мы анализируем, что мешает ребёнку вступать в общение с окружающими, играть и развиваться, и стараемся помочь компенсировать эти трудности в ходе наших занятий. Такими трудностями могут быть, например, проблемы с пониманием речи: ребёнок плохо понимает, что говорят окружающие, ему трудно понять их задумки, просьбы и действия, поэтому он уходит из совместной игры и контакта.
Мы стараемся максимально облегчить понимание речи ребёнком (сопровождаем речь активными мимикой и жестами, говорим максимально понятно, используем визуальную поддержку), тогда ребёнку будет гораздо проще играть и развиваться.
Второе, что важно знать про особенность работы специалиста по флортайм, – это то, что в подходе разработана модель функционального эмоционального развития ребёнка и задачей специалиста является помощь ребёнку в постепенном освоении этих ступеней развития от умения фокусировать своё внимание на взаимодействии с окружающими до сложных сюжетно-ролевых игр и логического мышления.
Такие занятия выглядят как игра педагога с ребёнком (а иногда – совместная творческая деятельность), однако в ходе этой игры педагог использует специальные стратегии для развития ребёнка, для постепенного продвижения по стадиям развития.
Кому могут быть полезны такие занятия? В первую очередь детям, которые с трудом включаются в контакт и общение с окружающими, погружаются в свои игры и никого в них не пускают. Детям с задержкой речевого развития. Детям, которые испытывают трудности в общении со сверстниками, не включаются в совместные игры с ними. Детям, которые очень часто переключаются с одной игры на другую, как будто не могут сосредоточиться ни на чём одном, и детям, которые, наоборот, постоянно играют в одну и ту же игру, как бы «зацикливаются» на ней.
Помимо индивидуальных занятий мы проводим и групповые игровые занятия. Самая главная задача на таких занятиях – помочь ребятам научиться играть и общаться вместе. А ещё наши группы помогают ребёнку научиться следовать правилам в игре, делать вместе с другими ребятами поделки – это постепенно готовит детей к дальнейшей игровой, продуктивной и учебной деятельности в группе.
Ждём ребят и их родителей на наших занятиях!
Софья Чайкун, педагог-психолог, сертифицированный специалист DIRFloortime®
# Особые дети
# Занятия в группах